«Если вы нашли способ получить дополнительные 10% прибыли — это значит, что сейчас вы теряете 10% прибыли»
Генри Форд
артель Васисуалия Уткина
Артель Васисуалия Уткина основана в 2010 году. В 2012 году в компании разработали и начали использовать целеориентированный подход к проектированию сайтов и интерфейсов.
Особенность подхода — четкая ориентация на цели. С одной стороны, на цели компании — нашего заказчика, с другой стороны, на личные цели будущих пользователей сайта или интерфейса корпоративной системы.
Что это дает нашим заказчикам?
«Продающие» сайты и удобные интернет-магазины обеспечивают многократный рост продаж без увеличения количества посетителей.
В новом интернет-магазине СК «Альянс» нам удалось спроектировать и реализовать самые быстрые и точные в России онлайновые калькуляторы по автострахованию. Расчет КАСКО стал занимать 1,5 минуты, расчет ОСАГО — всего 40 секунд. В первый же день после открытия нового сайта интернет-продажи выросли в несколько раз.
Удобные корпоративные системы и интерфейсы позволяют сократить время прохождения процедур и бизнес-процессов, повышая эффективность работы сотрудников в десятки раз.
Благодяря применению в СК «Альянс» новых интерфейсов, спроектированных на основе целеориентированного подхода, мы смогли в несколько раз ускорить основные процессы, связанные с обслуживанием клиентов.
Почему наш подход всегда работает?
Наш опыт показывает: максимально эффективные решения всегда находятся на стыке целей бизнеса, клиентов и пользователей. А для того, чтобы эти цели понять, нужно поговорить со всеми этими людьми.
Интервью
Артель Уткина основана Андреем Калибабиным и Дмитрием Кельми. Изначально основная идея бизнеса заключалась в том, чтобы делать сайты «как у Лебедева», но в пару раз дешевле. Название компании было придумано соответствующее: «артель Василия Уткина». Чуть позже, чтобы избежать ассоциаций с футбольным комментатором, Василий был переименован в Васисуалия.
Целеориентированный подход позволяет проектировать и создавать действительно новаторские продукты. В 2013 году мы стали первым российским разработчиком, а СК «Альянс» — первой российской страховой компанией, которым удалось реализовать онлайновый калькулятор по добровольному медицинскому страхованию. Расчет стоимости полиса занимает не более минуты.
В основе целеориентированного подхода лежат идеи Алана Купера, Роберта Реймана, Дэвида Кронина и Джефа Раскина, которые мы глубоко переосмыслили и адаптировали с учетом нашего собственного опыта проектирования и разработки.
С представителями заказчика позволяют выяснить:
- Какие цели стоят перед бизнесом, и как новый сайт или интерфейс может помочь в их достижении;
- Что конкретно и почему не устраивает в существующем сайте или интерфейсе;
- Кто и зачем будет пользоваться новым сайтом или интерфейсом.
На основе этих данных мы отбираем людей для последующих интервью. Если мы делаем сайт, мы беседуем с потенциальными или существующими клиентами заказчика. Если мы делаем корпоративную систему, то с людьми, которые ей пользуются сейчас или будут пользоваться потом.
С потенциальными клиентами заказчика дают нам знание о том:
- Каких целей хотят достичь люди, выбирая товар или услугу, схожие с теми, что предлагает наш заказчик;
- Как и на основе каких критериев они принимают решение о покупке;
- С какими сложностями они сталкиваются в процессе выбора и принятия решений о покупке.
Как правило, люди из одной целевой группы демонстрируют не только схожие цели, но и почти идентичный подход к выбору и принятию решений. Наша главная задача в ходе интервью — найти эти общие факторы, которые мы называем «значимыми поведенческими переменными».
С пользователями корпоративной системы дают возможность понять:
- Какую работу они делают, и как корпоративная система может им в этом помочь;
- С какими сложностями и проблемами они сталкиваются в работе;
- Каковы личные цели этих людей, так или иначе связанные с работой.
Так же, как и потенциальные покупатели, сотрудники нашего заказчика, работающие с корпоративными системами, имеют схожие поведенческие переменные — личные цели, мотивирующие и демотивирующие факторы в работе.
Проектирование
полученной в ходе интервью
Моделирование персонажей
Персонаж — это собирательный образ человека, который будет пользоваться создаваемым сайтом или интерфейсом. Мы никогда не придумываем персонажей, а фактически «собираем» их из значимых поведенческих переменных, которые мы выявили в ходе интервью.
Персонажи очень помогают и нам, и заказчику понять, для кого и для чего проектируется продукт. Гораздо проще проектировать для конкретного, почти живого человека, чем для абстрактного покупателя или пользователя.
Проектирование волшебства
Имея перед глазами образ будущего пользователя, мы понимаем, как именно проектируемый сайт или интерфейс может помочь этому человеку. Мы проектируем идеальный интерфейс, с которым будет взаимодействовапть наш персонаж. Мы называем этот интерфейс «волшебным», потому что в этот момент мы не думаем о деталях, а проектируем чудо, которое поможет конкретному человеку легко и просто достигать его личных целей.
Пошаговое прототипирование и дизайн
После того, как мы описали идеальные сценарии работы наших персонажей, мы приступаем к проектированию структуры, навигации и логики работы будущего продукта. Всё, что мы придумали и спроектировали, сводится к простым и понятным прототипам будущих интерфейсов.
После того, как логика работы сайта или интерфейса получила отражение в пошаговых прототипах, к работе приступают дизайнеры. Прототипы превращаются в красивые и наглядные страницы, не теряя при этом простоты и функциональности, заложенной проектировщиками.
Разработка программного продукта
работать не сможет
Практически всегда для реализации по-настоящему волшебных интерфейсов, требуются эффективная, быстрая, гибкая и удобная система управления сайтом или корпоративной системой. Как правило, мы проектируем и разрабатываем программный продукт на основе фреймворка Yii, активно используя при этом возможности современных (и не очень) браузеров при помощи JavaScript.
У нас очень сильная команда разработчиков, которая обладает опытом проектирования и реализации с нуля практически любых продуктов — от высоконагруженных распределенных решений для веб-проектов, до корпоративных CRM-систем.
Прежде чем спроектировать интерфейсы бэк-офиса интернет-магазина для СК «Альянс», мы выяснили, что больше всего операторов расстраивают звонящшие клиенты, которые не могут понять, как пользоваться сайтом. Поэтому при проектировании мы, с одной стороны, упростили клиентские интерфейсы, а с другой стороны — дали операторам возможность открывать личный кабинет звонящего клиента и работать с его интерфейсом. При этом, как оказалось, главная цель всех операторов заключается в том, чтобы как можно быстрее обрабатывать заявки и успевать делать за рабочий день как можно больше всего. Поэтому в части операторских интерфейсов мы тоже пошли по пути максимального упрощения, автоматизации и сокращения времени ввода данных.
Практически в каждом проекте нам удается выяснить что-то принципиально новое и неожиданное. Так, проводя интервью с потенциальными пользователями проекта «Пробок.нет» мы узнали, что люди совершенно не понимают, чем занимаются ребята из проекта, и как строится их работа. Людям нужна была открытость, простота и наглядность. А главное — оказалось, что людей волновали не абсолютно все пробки в городе, а только те, которые расположены по маршруту «Дом-работа-дом».
Для того, чтобы спроектировать первый в России удобный интернет-магазин обоев, нам сначала пришлось понять, что настоящая цель покупателей, выбирающих обои, звучит так: «Понять, как будет выглядеть стена в их квартире с наклеенными на нее теми или иными обоями».